Самолеты, без сомнения, являются самыми впечатляющими инженерными достижениями нашего мира. Следуя вечному желанию подняться в небо, люди разработали первые летательные аппараты. С тех пор с каждым годом появляются модели, которые могут взлетать все выше и быстрее. Вероятно, эта гонка уже никогда не закончится.
Но, как и во всем в жизни, мы часто руководствуемся поговоркой «чем больше, тем лучше», и люди стремятся создавать все больше и больше самолетов, раздвигая границы возможного.
В настоящее время авиационная отрасль считается самым безопасным и быстрым транспортным средством, и глобализация, и коммерческий спрос подтолкнули ее к созданию более крупных и высокотехнологичных самолетов. Технологии настолько развились, что управлять гигантским самолетом сегодня проще, чем летать на небольших самолетах в прошлом.
Самые большие самолеты наших дней могут быть выше пятиэтажного здания, длиннее футбольного поля и способны перевозить по воздуху сотни тонн из одного уголка мира в другой.
Но большой — это субъективный вопрос, особенно когда речь идет о самолетах, потому что здесь действует несколько факторов. Есть длина, вес, объем и ширина — или размах крыльев, если использовать авиационный термин, то есть несколько способов измерения размера самолетов.
Так что не принимайте близко к сердцу наш рейтинг самых больших самолетов в мире. С таким количеством способов измерения размеров нет правильного ответа. Если вы судите только по одному параметру, то можете получить другой рейтинг. Мы стремились учесть все эти параметры, и вот наш вывод:
- 15. Туполев Ту-160, Россия
- 14. Экстендер McDonnell Douglas KC-10, США и Великобритания
- 13. Антонов Ан-22, Россия
- 12. Боинг С-17 Globemaster III, США
- 11. Боинг 777-9, США
- 10. Ильюшин Ил-76, Россия
- 9. Боинг B-52 Stratofortress, США
- 8. Боинг 747-8, США
- 7. Антонов Ан-124 Руслан, Россия
- 6. Lockheed C-5 Galaxy, США
- 5. Аэробус Белуга XL, Франция
- 4. Airbus A380-800, Франция
- 3. Boeing 747 Dreamlifter, США
- 2. Aero Spacelines Super Guppy, США
- 1. Stratolaunch Roc, США
- Заключение
15. Туполев Ту-160, Россия
Туполев Ту-160 является одним из чудес советской авиации. Это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с поворотным крылом изменяемой геометрии, способным изменять форму крыла в полете, чтобы стать быстрее или нести больший вес.
Это самый быстрый и тяжелый стратегический бомбардировщик из когда-либо созданных, оснащенный четырьмя ТРДД Кузнецова НК-32, способный развивать максимальную скорость свыше 2 Маха (вдвое больше скорости звука). Первый полет Ту-160 состоялся 18 декабря 1981 года. Из 36 когда-либо построенных самолетов известно, что в настоящее время эксплуатируются только 16, и все они служат ВКС России.
Размах крыльев этого самолета составляет 55,7 м, или 183 фута, а максимальная взлетная масса составляет колоссальные 275 000 кг.
Недавно самолет был возрожден, и первые новые Ту-160М2 должны быть поставлены где-то в 2023 году.
14. Экстендер McDonnell Douglas KC-10, США и Великобритания
Экстендер McDonnell Douglas КС-10 служит самолетом-заправщиком для дозаправки в воздухе. Это самый большой самолет такого типа в мире с размахом крыльев 50 метров и способностью брать на борт 52 520 галлонов. Вы не можете понять это число, не так ли?
Самолет служит ВВС США и Королевским ВВС Нидерландов. Топливо перевозится в трех основных крыльевых баках и нескольких больших топливных баках под грузовым полом. В полной грузовой конфигурации он может перевозить до 85 тонн.
13. Антонов Ан-22, Россия
Другой российский большегрузный самолет Антонов Ан-22 является крупнейшим в мире турбовинтовым самолетом. Это стратегический транспортер, который много раз использовался в миссиях в советское время, перевозя воздушно-десантные войска, боевые машины пехоты или различные другие грузы. В настоящее время только 6 из 68 построенных тогда авиамашин продолжают функционировать в полном объеме.
Двигатели оснащены винтами противоположного вращения, что позволяет самолету взлетать с коротких и грунтовых взлетно-посадочных полос, что дает ему стратегическое преимущество. Хотя предлагалась гражданская версия, способная перевозить до 724 пассажиров, эта идея так и не была реализована.
12. Боинг С-17 Globemaster III, США
C — 17 Globemaster III, производимый компаниями McDonnell Douglas и Boeing, является основной рабочей лошадкой ВВС США с грузоподъемностью 85,5 тонн. С момента своего появления в 1991 году он совершил бесчисленное количество тактических и стратегических воздушных операций по всему миру, перевозя войска и различные грузы, сбрасывая с воздуха материалы и оборудование или выполняя обязанности по медицинской эвакуации.
С максимальной взлетной массой около 265 350 кг C-17 способен нести тяжелую военную технику, включая основной боевой танк M1 Abrams, боевые машины пехоты, артиллерийские орудия и даже до 3 вертолетов AH-64 Apache. Он может перевозить более 130 полностью экипированных солдат или 102 десантника.
Всего было построено 279 самолетов, и они обслуживают несколько военно-воздушных сил по всему миру, включая ВВС США, Королевские военно-воздушные силы, Королевские военно-воздушные силы Австралии, Королевские военно-воздушные силы Канады и другие государства.
11. Боинг 777-9, США
Самый большой и длинный двухмоторный коммерческий самолет Боинг 777-9 может перевозить до 425 пассажиров по всему миру. Самолет совершил свой первый полет в январе 2020 года, но компания отложила первую поставку до 2025 года.
Основываясь на успехе предыдущих поколений 777, значительно улучшенный 777-9 будет оснащен новыми технологиями, в том числе убирающимися законцовками крыла и двумя самыми мощными двигателями, которые когда-либо устанавливались на коммерческие самолеты, General Electric GE9X. Для понимания, один такой двигатель такой же ширины, как фюзеляж Боинг-737.
10. Ильюшин Ил-76, Россия
Ильюшин Ил-76 один из великих самолетов советской эпохи, представляет собой дальнемагистральный транспортный самолет грузоподъемностью до 50 тонн в грузовой конфигурации или до 140 человек в десантно-транспортной конфигурации.
Самолет появился на свет в 1971 году и был спроектирован так, чтобы выдерживать экстремальные условия, с возможностью короткого взлета и посадки как на взлетно-посадочных полосах с твердым покрытием, так и на грунтовых взлетно-посадочных полосах. Также может легко выдерживать экстремальные погодные условия Сибири или арктических регионов.
Было произведено более 800 самолетов Ил-76, которые служили основой советского командования воздушных перевозок в эпоху холодной войны. Самолет продолжает свою службу и сегодня в нескольких странах.
9. Боинг B-52 Stratofortress, США
Несмотря на то, что Boeing B-52 Stratofortress является одним из старейших самолетов, эксплуатируемых в 1955 году, он до сих пор используется в ВВС США. Это очень боеспособный самолет с огромной грузоподъемностью почти 32 тонны оружия, от обычных бомб и высокоточных боеприпасов до крылатых ракет и ядерных боеголовок.
BUFF (Big Ugly Fat Fucker), как его прозвали, будет продолжать использоваться в ближайшие годы, поскольку планируется модернизировать его новыми и более эффективными двигателями, увеличив также его автономность и дальность полета.
В дополнение к этому, стратегический бомбардировщик шестидесятилетней давности будет оснащен крылатой ракетой-невидимкой с ядерным оружием, получившей название LRSO (ракета дальнего действия).
8. Боинг 747-8, США
Boeing 747-8 — последняя версия одного из самых культовых и самых больших пассажирских самолетов, эксплуатируемых сегодня. Он всего на 3 метра длиннее, чем Airbus A380, но в целом имеет меньшую максимальную взлетную мощность, что делает его вторым по величине после A380.
Боинг 747-8 эксплуатируется многими популярными дальнемагистральными авиакомпаниями как для пассажирских, так и для грузовых рейсов.
По сравнению с предыдущими версиями, Боинг 747-8 отличается измененным дизайном крыльев, удлиненным фюзеляжем и более мощными двигателями.
Известный как самый большой пассажирский самолет в США и второй по величине пассажирский самолет в мире, неудивительно, что бывший президент США Дональд Трамп прозвал его «летающей крепостью».
7. Антонов Ан-124 Руслан, Россия
Антонов Ан-124 Руслан в настоящее время является крупнейшим серийным военным самолетом в мире. Он поступил на вооружение советских ВВС еще в 1987 году и до сих пор находится на вооружении ВВС России, выполняя воздушные перевозки в различных регионах мира.
Он также был самым большим и тяжелым грузовым самолетом в мире до 2011 года, когда его обогнал 747-8F.
Грузоподъемность Ан-124 составляет невероятные 165 тонн, больше, чем у C-5 Galaxy ВВС США, но ему не хватает дальности полета.
6. Lockheed C-5 Galaxy, США
Lockheed C — 5 Galaxy — самый большой военно-транспортный самолет, используемый ВВС США. Он имеет грузоподъемность 118 тонн и достаточно места для перевозки 2 основных боевых танков M1 Abrams, 16 HMMWV, различных других военных машин или даже 3 вертолетов MH-60 Black Hawk или 7 UH-1 Huey.
C-5 имеет дальность полета 4500 км, что делает его военным воздушным транспортным самолетом с самой большой дальностью полета в мире. Его длина чуть более 75 метров ставит его впереди Airbus A380 и Антонов Ан-124 по длине.
Что касается перевозки войск, то верхняя палуба самолета могла вместить до 73 пассажиров, а нижняя — до 270 военнослужащих. Хотя самолет позволяет сбрасывать парашютистов, это никогда не использовалось в десантных миссиях.
5. Аэробус Белуга XL, Франция
В 2020 году Airbus Beluga XL, похожий на летающего кита, действительно помогает в перевозках. Это летающий монстр Airbus, способный перевозить самые большие вещи по всему миру.
Длина составляет всего 62,7 метра или 206 футов, но у него самое большое поперечное сечение среди всех грузовых самолетов в мире, что делает его гигантским и способным нести два крыла массивного A350 XWB.
Технически модифицированная версия A330, Beluga XL была построена в первую очередь для перевозки компонентов самолетов для Airbus.
4. Airbus A380-800, Франция
Airbus A380-800 — самый большой пассажирский самолет, который когда-либо знал мир. Это европейский вариант и главный конкурент Боинга 747 с общей вместимостью 853 пассажира — больше, чем у любого другого самолета в истории, и возможностью летать на них по одним из самых длинных маршрутов по всему миру.
Это двухпалубный самолет с размахом крыльев 79,8 метра и длиной 72,7 метра, оснащенный четырьмя реактивными двигателями. Хотя пандемия почти убила его амбиции, и многие авиакомпании столкнулись с трудностями, A380 был возвращен в эксплуатацию, когда спрос на авиаперевозки снова увеличился. Самый успешный флот A380 у Эмирейтс.
3. Boeing 747 Dreamlifter, США
Boeing 747 Dreamlifter, как и Beluga XL, является модификацией фюзеляжа существующего самолета 747-400.
Его миссия такая же, как и у Beluga, и заключается в доставке деталей Boeing 787 из разных уголков мира на заводы окончательной сборки в Соединенных Штатах.
Dreamlifter поступил на вооружение в 2007 году, и на сегодняшний день парк насчитывает всего 4 машины. Он длиннее, чем Beluga XL, и может выдерживать более высокую полезную нагрузку.
2. Aero Spacelines Super Guppy, США
В основном используемый НАСА во время программы «Аполлон» для перевозки компонентов и ступеней ракеты, Aero Spacelines Super Guppy представляет собой огромный самолет, построенный из раздутого фюзеляжа от Boeing C-97 Stratofreighter.
Super Guppy по большей части был заменен на Beluga, и НАСА было последним, кто оставил его в эксплуатации. Всего было построено всего 5 самолетов в двух вариантах: один сделан из фюзеляжа С-97, а второй вариант сделан с нуля и позволяет увеличить грузовое пространство.
1. Stratolaunch Roc, США
Stratolaunch Roc – один из самых странных самолетов, существующих на сегодняшний день. Разработанный и построенный с единственной целью — доставлять ракеты в стратосферу, откуда они будут запускаться в космос, Stratolaunch — это шестидвигательный зверь, который выглядит как два отдельных самолета, связанных вместе.
Именно по этому поводу он называется двухфюзеляжным самолетом. Это также причина, по которой у него самый большой размах крыльев в истории, достигающий 117 метров, или 383 фута, больше, чем футбольное поле.
Заключение
Это величайшие подвиги авиации, которые дошли до наших дней. Самые большие самолеты, которые удалось спроектировать и построить человечеству, не перестают поражать всех своими способностями.