Рижский вокзал — не только место, откуда можно отправиться в путешествие. Сюда можно прийти и для интересной экскурсии. Именно на этом вокзале Москвы расположен музей паровозов. Он состоит из двух частей — исторической, где интересно рассказывают о развитии поколений железнодорожной техники, и технической, где можно посмотреть на разные модели паровозов.
Все участники экспозиции — реальная железнодорожная техника, которая когда-то ездила по просторам СССР. Музей будет интересен не только технарям, но и романтикам, которые предпочитают путешествия на поезде любым другим.
- Музей паровозов на Рижском вокзале на карте Москвы
- Историческая и техническая части музея
- Как добраться до Музея Московской железной дороги
- График работы музея
- Цены в музее на Рижском вокзале
- Центральный экспонат: оригинал паровозной гидроколонки
- Какие еще экспонаты представлены?
- Тепловозы
- Электровозы
- Пассажирские дизель- и электропоезда
- Вагоны
- Специальная и служебная техника
- Экспозиция самоходок
- Железнодорожный музей на Рижском вокзале: элементы инфраструктуры
- Отзывы туристов
- Другие музеи Москвы
- Куда сходить и что посмотреть в Москве
Музей паровозов на Рижском вокзале на карте Москвы
Историческая и техническая части музея
Как уже отмечалось музей паровозов в Москве состоит из двух частей. Многие стремятся посетить экспозицию под открытым небом, где в тупике стоят отреставрированные паровозы, электропоезда и другие образцы техники прошедших лет. Тем не менее, опытные туристы рекомендуют начать экскурсию по музею именно с исторической части.
В исторической части музея паровозов можно увидеть многочисленные макеты станций и поездов, исторические фото, документы, форму железнодорожников, которую они носили в разные времена. Сам музей находится в здании, расположенном рядом в основным помещение вокзала.
Основная цель создания исторической части музея паровозов в Москве — сохранить наследие и донести до людей знания о том, каким образом происходило становление железной дороги, как проходило развитие техники, какие технические изобретения двигали технику вперед. Таким образом создатели музея надеются популяризировать и романтизировать путешествия этим видом транспорта.
А вот техническая часть музея паровозов в Москве абсолютно точно приведет в восторг не только детей, но и взрослых. Здесь можно не только осмотреть образцы, но и буквально прикоснуться к истории. Все отреставрированные экспонаты действительно колесили по железнодорожным путям страны последнее столетие и потом уже встали на последнюю стоянку в тупике у Рижского вокзала Москвы.
Интересно: здесь можно увидеть не только обычные паровозы, электропоезда и локомотивы. Представлена не только отечественная, но и зарубежная техника. На экспозиции представлены экспонаты, которым нет аналогов в мире. Это специализированная техника.
Здесь можно залезть в любую технику, покрутить ручки, почувствовать себя рулевым или техником.
Как добраться до Музея Московской железной дороги
Оптимальный вариант добраться до музея паровозов в Москве — метро. Ближайшая станция подземки — одноименная вокзалу «Рижская». Музей найти очень просто — он расположен сбоку от основного здания вокзала. Там путешественника встретит вывеска.
Второй вариант — общественный транспорт. В зависимости от того, с какой точки Москвы путешественник добирается до музея, придется составить маршрут таким образом, чтобы его конечной точкой стала остановка «Рижский вокзал». Найти здание Рижского вокзала Москвы не представляет трудностей. Интересная архитектура здания сама по себе будет интересным объектом для созерцания и фотографии.
Еще один вариант — железная дорога. Рижский вокзал Москвы отвечает, в основном, за пригородное сообщение. Поэтому сюда можно добраться и на электричке с разных административных округов столицы.
Ну и еще один вариант посетить музей паровозов — такси или собственный автомобиль. Здесь пригодится помощь навигатора.
График работы музея
Отметим, что сайта у музея нет, поэтому стоит заранее узнать его расписание по телефону. Могут происходить изменения. Основное время работы:
- со среды по воскресенье осмотреть экспонаты музея паровозов можно с 10 до 16 часов;
- понедельник-вторник — выходные дни.
Музей паровозов в Москве предлагает и реальное развлечение — катание на локомотиве. Но расписание такой услуги можно узнать только на месте или по телефону.
Важно: официальное название музея паровозов — Музей железнодорожного транспорта Московской железной дороги. Гарантировать, что экспозиция будет работать в указанное время, нельзя. Если вы планируете посетить выставку целенаправленно (а не провести время в ожидании поезда), стоит обязательно уточнить время работы по телефону.
Цены в музее на Рижском вокзале
Музей паровозов Москвы функционирует на возмездной основе. Но цены на билеты не бьют по карману путешественника. Кроме того, предусмотрены льготы:
- для взрослых — 150 рублей;
- для льготных категорий (пенсионеры, студенты, дети до 7 лет) — 100 рублей;
- для дошкольников (3-7 лет) — 60 рублей;
- для иностранцев — 300 рублей.
Центральный экспонат: оригинал паровозной гидроколонки
Как и в любой другой экспозиции, здесь есть своя центральная точка. Это специализированная гидроколонка, назначение которой — обеспечение поездов водой. Та единица техники, что представлена на выставке, построена по проекту модели 1936 года. Обеспечение водой гидроколонка организовывала прямо в пути следования. Колонна располагалась в междупутьях или депо. Движение локомотива запрещалось во время залива воды через хобот гидроколонки. Время, в течение которого происходило полное наполнение водой — около 15 минут.
Представленная гидроколонка функционировала на железной дороги Подмосковья до 2006 года, а затем была списана, отреставрирована и помещена на выставку.
Какие еще экспонаты представлены?
Конечно, это не единственный экспонат, который привлечет внимание посетителей. Что же еще можно увидеть на выставке под открытым небом у Рижского вокзала в Москве?
Тепловозы
Здесь представлены 12 тепловозов:
- ТЭ1-20-195 — модель капотного тепловоза, которые использовались для пассажирского и грузового движения. Выпускались такие модели в Харькове в период с 1947 по 1950 год. Всего за этот период было выпущено 297 единиц;
- ТЭ2-125 — двухсекционный тепловоз для перевозки грузов. Экспонат построен в 1952 году, передан на выставку в 2004;
- ТЭ3-5151 — более современный двухсекционный грузовой тепловоз. Всего выпущено более 6000 единиц. Экспонат построен в 1964, поставлен на выставку в 2005 году;
- ЧМЭ2-120 — гость из Чехословакии. Эта зарубежная страна строила тепловозы данной серии по заказу СССР с 1958 по 1963 год.
В музее под открытым небом можно проследить все этапы развития тепловозной техники по годам выпуска.
Электровозы
На выставке представлены все поколения привычных электричек, которые перевозили в разные годы огромное количество пассажиров в пригородных направлениях по всей стране. Интересны представленные экспериментальные образцы, которые постоянно совершенствовались своими создателями.
Интересно: старые модели электровозов (электричка ЭР22) была оснащена тремя тамбурами. А вот в современной «Ласточке» их нет. Возможно, это объясняется изменением скоростей.
Пассажирские дизель- и электропоезда
В музее можно увидеть и детально рассмотреть один их четырехсекционных дизель-поездов, которые строились по заказу СССР в Венгрии. Всего было выпущено 608 единиц дизельной техники. Поезда были нужны для функционирования на путях, для которых электрификация вызывала трудности. Экспонат долгое время работал на пригородных направлениях Москвы, а затем был передан на выставку.
Вагоны
В музее паровозов Москвы можно увидеть разные поколения вагонов. Особый интерес посетителей вызывают:
- модель вагона 1920 года с открытыми тамбурами. В СССР экспонат попал после войны в качестве трофея;
- вагон-операционная. Такие модели использовались в военное время в составе санитарных поездов, а в мирное время — для военных маневров;
- двухосная платформа с откидными бортами — в музее Москвы можно увидеть платформу, построенную далеком 1917 году и попавшую в СССР в качестве трофея.
В музее паровозов Москвы представлены все поколения пассажирских вагонов, перевозивших людей по всей стране — от деревянных до металлических. Здесь же есть и специализированные грузовые модели.
Специальная и служебная техника
Мало кто из посетителей задумывается о том, что железная дорога оснащается не только пассажирской и грузовой техникой. Производится и специальная техника. Например, балластоочистительная машина, которая отвечает за очистку балластной призмы от засорителей. Она необходима для очищения перед укладкой новых путей.
Кроме того, здесь представлены весовая мастерская, уборочная и щебнеочистительная машины. К специальной и служебной технике в музее паровозов Москвы относят и разные типы дрезин, краны.
Экспозиция самоходок
В музее Москвы можно найти и самоходную технику. АВТОМОТРИСА АМДЗ-001 — реверсивный механизированный комплекс, предназначенный для сплошного контроля железнодорожных рельсов на скорости. Для контроля используется ультразвук и магнитный метод. Автомотриса оснащена разными типами оборудования. Здесь есть столовая, комната отдыха и все для того, чтобы оператор машины мог с комфортом провести время в пути, пока техника сканирует целостность рельсов.
Железнодорожный музей на Рижском вокзале: элементы инфраструктуры
Не менее интересны и элементы инфраструктуры в музее паровозов Москвы. Вокзалы — неотъемлемая часть железной дороги. Из наиболее интересного:
- централизованный пост, которыми ранее оснащались все депо и вокзалы. Сегодня в этом здании расположилась администрация музея паровозов;
- переезд с устройствами автоматического заграждения УЗП.
Интересно: если спуститься вниз на щебень в самом конце платформы музея паровозов Москвы, стоит обратить внимание на сбрасывающие башмаки КСБ. Они нужны на случай, если паровоз или поезд решат укатиться вперед. При наезде на такой башмак колесо сойдет с рельса и движение будет остановлено.
Отзывы туристов
Не имеет значение каким образом попал сюда турист — целенаправленно или в результате поиска занятия, которое скрасит ожидание отправления поезда. Музей паровозов Москвы на всех производит удивительное впечатление. Равнодушных просто нет.
-
Ребенок увлекается поездами. Долго думали куда именно пойти, чтобы он мог удовлетворить свой интерес. Ближе всего оказался музей паровозов на Рижском вокзале. Приехали сюда на метро. Нашли все быстро. Начали с исторической части. Не думали, что будет так интересно. Потом пошли гулять среди поездов и вагонов под открытым небом. Кстати, залезать в экспонаты запрещено. Хотя находил отзывы, что это можно сделать. Но мы и так набрались впечатлений на долгое время. Ребенок просто в восторге;
-
Ждали отправления поезда, в запасе было около трех часов. Далеко не поедешь, начали искать что-то более близкое, но интересное. Заинтересовал музей паровозов Москвы. Не пошли в историческую часть. Побоялись, что не останется времени на открытую площадку. Нам просто не хватило времени осмотреть и увидеть все. Думаю, вернемся сюда еще раз;
-
А меня наоборот поразила именно историческая часть музея паровозов Москвы. Знаю, что у него другое название официальное. Но мне больше нравится именно это. Долго ходили по экспозиции, смотрели фото, старые документы. Особенно интересно рассматривать форму, которую носили служащие железной дороги в разное время. Как же далеко шагнула техника и как же сложно было тем, кто начинал развитие этого вида транспорта.